Общее устройство автомобиля
Учебные вопросы. 1. Основные части автомобиля, их назначение, расположение и взаимодействие. 2. Органы управления автомобилем.Методические рекомендации. Руководитель на имеющемся в кабинете автомобиле рассматривает его общее устройство. Сообщает, что автомобиль любой модели состоит из взаимосвязанных частей: двигателя, шасси и кузова, каждая из которых имеет определенное назначение.
Двигатель внутреннего сгорания является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля.
В шасси входят трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.
Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя на ведущие колеса. Она включает сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси (приводные валы).
Главная передача, дифференциал и полуоси размещены в заднем мосту автомобиля.
К ходовой части автомобиля относятся рама (у грузовых) и жесткий несущий кузов (у легковых), подвески, мосты и колеса.
Механизмы управления состоят из рулевого управления и тормозов. Назначение рулевого управления — изменять направление движения автомобиля, а тормозов — снижать скорость автомобиля, удерживать его на спусках и подъемах, останавливать.
Назвав эти части, руководитель показывает их расположение на автомобиле и одновременно на плакате. Продолжая объяснять, руководитель демонстрирует их взаимодействие на автомобиле.
Для закрепления материала учащиеся называют и показывают основные части автомобиля и говорят об их назначении.
Далее руководитель знакомит кружковцев с органами управления автомобилем.
Учащиеся располагаются вокруг автомобиля (шасси) так, чтобы были видны все органы управления. Руководитель называет и показывает основные и вспомогательные органы управления, контрольно-измерительные приборы, объясняет их назначение, демонстрирует приемы пользования ими. Один из учащихся повторяет все действия.
Основными органами управления являются: рулевое колесо, педаль сцепления, тормозная педаль, педаль дросселя (акселератор), рычаг ручного тормоза, рычаг переключения передач.
К вспомогательным органам управления относятся рукоятки открытия и закрытия жалюзи радиатора, включатель стеклоочистителя ветрового стекла, центральный переключатель света фар, ножной переключатель света, указатель поворота, кнопка управления воздушной заслонкой, замок зажигания и включатель стартера, переключатель электродвигателя для обдува стекол, рукоятки управления отопителем и рукоятка замка капота, кнопка обмыва стекол.
К контрольно-измерительным приборам относятся: указатели температуры воды, давления масла, наличия топлива в баке, амперметр, спидометр и счетчик километража.
Затем руководитель задает вопросы, связанные с управлением автомобилем. Учащиеся, ответив, демонстрируют тот или иной прием.
В конце занятия руководитель кратко обобщает изложенный материал и предлагает учащимся домашнее задание.