Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы - 1
Учебные вопросы. 1. Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма. 2. Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма, признаки, причины и способы устранения. 3. Назначение, устройство и работа газораспределительного механизма. 4. Фазы газораспределения. 5. Основные неисправности газораспределительного механизма, признаки, причины и способы устранения.
Методические рекомендации. В начале занятия руководитель задает учащимся следующие вопросы:
- Что называется порядком работы двигателя?
- Каков порядок работы двигателя изучаемого автомобиля?
- Из каких основных механизмов и систем состоит многоцилиндровый двигатель?
- На что затрачивается мощность двигателя?
Повторив пройденную тему, руководитель излагает первый вопрос, показывая каждую деталь кривошипно-шатунного механизма и их взаимодействие, соблюдая следующий порядок:
а) название; б) назначение; в) материал; г) устройство детали и ее взаимодействие с другой.
Вначале руководитель определяет назначение кривошипношатунного механизма, а затем в строгой последовательности рассказывает об устройстве и назначении каждой его детали.
Блок цилиндров и головка блока. На блоке цилиндров размещены механизмы и системы двигателя.
Руководитель показывает верхнюю часть блока цилиндров, вставные гильзы, пространство, заполняемое водой (рубашку охлаждения), затем нижнюю часть блока (картер), поперечные перегородки — опоры для подшипников коленчатого вала.
Далее демонстрирует головку блока, а затем на разрезном двигателе показывает углубление камеры сгорания, рубашку охлаждения, места для установки свечей зажигания, выпускные и впускные каналы. Сообщает, что для уплотнения и устранения утечки газов и воды между блоком цилиндров и головкой блока устанавливают металло-асбестовую прокладку. Напоминает о высокой температуре, которую выдерживает асбест.
Поршень и кольца. Поршневой палец. Руководитель рассматривает условия работы поршня — сильное нагревание, трение о стенки цилиндра, изменение направления движения. Исходя из тяжелых условий работы поршня, говорит о требованиях; предъявляемых к материалу: хорошая теплопроводность, износостойкость. Этим требованиям наиболее удовлетворяет алюминиевый сплав, из которого изготовляют поршни.
Затем руководитель говорит об основных частях поршня — юбке, днище, бобышках и канавках. Бобышки показывает на разрезном поршне. Поясняет, что поршни подбирают по массе и маркируют.
Сообщает, что тепловой зазор между поршнем и цилиндром уплотняют компрессионные кольца. Рассказывает об их работе, количестве, способе установки на поршне, поясняя значение зазоров в стыках колец.
Демонстрирует маслосъемное кольцо, объясняет его особенности, устройство и работу.
Далее рассказывает об устройстве поршневого пальца, обращает внимание на условия его работы. Материалом для пальца служит легированная сталь. Показывает установку и фиксацию поршневого пальца стопорными кольцами.