Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы - 2
Шатун. Коленчатый вал и маховик. Руководитель рассказывает о назначении, условиях работы основных частей шатуна (стержень, верхняя и нижняя головки) и демонстрирует их. На разрезе показывает сечение шатуна и объясняет, почему стержень имеет двутавровое сечение. Поясняет назначение бронзовой втулки, запрессованной в верхнюю головку шатуна.
Руководитель говорит о тяжелых условиях работы нижней, разъемной головки шатуна, которая создает большое трение о шейки коленчатого вала. Для уменьшения трения в нижнюю головку шатуна устанавливают стальные разрезные вкладыши, залитые антифрикционным сплавом. Демонстрирует вкладыши, показывает на разрезном двигателе установку вкладышей, говорит о различии коренных и шатунных подшипников.
На разрезном двигателе руководитель показывает коленчатый вал, говорит о его назначении, а затем демонстрирует отдельно, обращая внимание на составные части: шатунные и коренные шейки, щеки, противовесы, фланец для крепления маховика.
Демонстрирует маховик, говорит о его назначении и устройстве, способе крепления на коленчатом валу.
В заключение руководитель демонстрирует работу кривошипно-шатунного механизма на разрезном двигателе. Для закрепления материала задает учащимся, например, такие вопросы:
- Каково назначение кривошипно-шатунного механизма?
- Какие детали участвуют в преобразовании возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала?
- Каковы назначение и способ установки поршневых колец?
Далее руководитель говорит об основных неисправностях кривошипно-шатунного механизма, о которых можно судить по определенным признакам. Так, увеличение зазора между кольцами и цилиндром приводит к чрезмерному дымлению, расходу масла и падению мощности двигателя.
Увеличение зазора между вкладышем и шейкой коленчатого вала приводит к появлению характерных стуков в деталях, к падению давления масла в смазочной системе.
Выяснив причину и характер износа различных деталей, руководитель указывает, что вовремя обнаруженные неисправности кривошипно-шатунного механизма несложно устранить.
Затем на модели четырехтактного одноцилиндрового двигателя руководитель с привлечением учащихся рассматривает действия клапанов. Предлагает кружковцам самостоятельно объяснить, в какие моменты нужно открывать и закрывать клапаны. Обращает внимание на положения поршня в цилиндре и соответственно положения коленчатого вала.
С привлечением учащихся выясняет и дает определение назначения газораспределительного механизма.
Показав работу газораспределительного механизма на модели, руководитель говорит о том, что в двигателях применяют механизмы с нижним и верхним расположением клапанов.