Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы - 4
Далее руководитель сообщает, что при такте впуска горючая смесь поступает с высокой скоростью, и если оставить открытым впускной клапан даже после того, как поршень пройдет н. м. т., то горючая смесь будет продолжать двигаться по инерции. Следовательно, опережение открытия и запаздывание закрытия впускного клапана позволяет увеличить время впуска и, следовательно, улучшить наполнение цилиндра горючей смесью.
Затем руководитель останавливается на режиме работы выпускного клапана, объясняя, почему целесообразно открывать выпускной клапан, прежде чем поршень дойдет до н. м. т., и закрывать его после того, как поршень пройдет в. м. т. (увеличивается время выпуска отработавших газов). Этим обеспечивается лучшая очистка цилиндра от продуктов сгорания.
Пользуясь диаграммой фаз газораспределения, руководитель объясняет, что моменты открытия и закрытия клапанов принято измерять в углах поворота коленчатого вала относительно положений, соответствующих мертвым точкам. Далее приводит данные фаз газораспределения изучаемого двигателя.
Затем руководитель рассказывает о неисправностях газораспределительного механизма. Подчеркивает, что в результате трения, ударной нагрузки, нагрева многие детали механизма изнашиваются. Приводит примеры основных неисправностей: износ распределительных звездочек и кулачков распределительного вала, нарушение теплового зазора между стержнем клапана и нажимным (регулировочным) болтом коромысла. При большом тепловом зазоре слышен характерный стук клапанов, и падает мощность двигателя.
При недостаточном зазоре в результате нагрева клапаны не закрываются, и это отрицательно влияет на работу двигателя. Признаки — выстрелы в глушителе, вспышки в карбюраторе.
Затем руководитель демонстрирует на двигателе регулировку зазоров между стержнем клапана и нажимным (регулировочным) болтом коромысла.
Показывает учащимся щуп, объясняет, как выбрать нужную толщину пластин.
Устанавливает поршень цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по меткам на шкиве коленчатого вала и картере цепного привода, измеряет, а затем и регулирует зазор. Поясняет, почему после регулировки необходимо еще раз измерить зазор.
Руководитель закрепляет материал, задавая, например, такие вопросы:
- Почему необходим тепловой зазор?
- Чем обеспечивается плотность прилегания клапанов?
- Какова величина теплового зазора в изучаемом двигателе?
В заключение руководитель кратко обобщает изложенный материал и предлагает учащимся домашнее задание.