Система охлаждения двигателя - 2
Для закрепления материала руководитель предлагает рассказать, как циркулирует вода и охлаждается двигатель, используя плакаты и его разрез. На разрезном двигателе еще раз демонстрирует приборы и детали системы охлаждения и рассматривает их в отдельности.
Показав рубашку охлаждения блока и головки блока и определив ее назначение, руководитель затем объясняет устройство радиатора, способ его соединения с головкой блока и насосом охлаждающей жидкости (показывает на двигателе). Назначение спускного краника учащиеся выясняют сами. Подробно останавливается на работе парового и воздушного клапанов пробки радиатора.
Руководитель демонстрирует насос охлаждающей жидкости с вентилятором и знакомит учащихся с их устройством. Показывает, как крепят крыльчатку на валу, объясняет устройство саморегулирующего сальника, демонстрирует, как смазываются подшипники насоса. Обращает внимание на установку электромагнитной муфты для автоматического включения и выключения вентилятора. Далее руководитель говорит о клиновидном ремне, показывает, как проверяют и регулируют его натяжение. Объясняет назначение жалюзи радиатора, устройство и действие термостата.
Для демонстрирования действия термостата руководитель использует спиртовку. Учащиеся внимательно следят за началом открытия и закрытия клапана. Далее кратко объясняется принцип действия сигнального устройства (датчик — указатель температуры воды).
Затем он рассматривает неисправности системы охлаждения, причины их возникновения и способы устранения.
Рассказывает о техническом обслуживании системы охлаждения. В первую очередь выясняет причины перегрева двигателя: малое количество охлаждающей жидкости, образование накипи на стенках рубашки охлаждения и радиатора, неисправность термостата, ослабление натяжения ремня вентилятора.
Рассказывает об образовании накипи; подчеркивает, что накипь — плохой проводник теплоты и даже небольшой ее слой затрудняет отвод теплоты от стенок цилиндра. Знакомит учащихся со способами удаления накипи.
Затем руководитель говорит о необходимости проверки уровня охлаждающей жидкости. На разрезном двигателе показывает места возможной ее утечки. Проверяет натяжение ремня и регулирует его на разрезном двигателе.
Рассказывает о способе проверки исправности термостата — погружении в воду, нагретую до 80—85 °С.
Рассматривая особенности технического обслуживания системы охлаждения в холодное время года, руководитель рассказывает о последствиях, к которым приводит замерзание воды в системе в случае ее применения взамен незамерзающей жидкости тосол, используемой во всех легковых автомобилях.
Руководитель отмечает, что перед удалением воды необходимо снять пробку радиатора и открыть оба краника. Кратко сообщает о применении тосола-40 (незамерзающей жидкости для системы охлаждения).
Руководитель предлагает учащимся ответить, например, на следующие вопросы:
- Какие последствия может вызвать перегрев двигателя?
- Какие существуют системы охлаждения двигателей?
- Что вызывает циркуляцию воды при принудительном охлаждении?
- Для чего служит радиатор?
- Как работает термостат?
- Как устранить течь в соединении шлангов?
- Какие признаки свидетельствуют о замерзании воды в радиаторе?