Смазочная система двигателя - 1
Учебные вопросы. 1. Необходимость смазки трущихся деталей двигателя. 2. Основные свойства масел для автомобильных двигателей. 3. Марки масел, применяемых для автомобильных двигателей. 4. Основные сведения о трансмиссионных маслах. 5. Трущиеся детали двигателя. 6. Два способа подачи масла к трущимся поверхностям. 7. Устройство и работа приборов смазочной системы. 8. Основные неисправности системы, признаки, причины и способы устранения. 9. Техническое обслуживание смазочной системы.Методические рекомендации. Кратко напомнив учащимся о различии между трением качения и трением скольжения, руководитель рассматривает сущность трения скольжения. Сообщает, что даже тщательно обработанные поверхности не бывают ровными,
Рисует на доске, как выглядят шлифованные поверхности при сильном увеличении. Предлагает кружковцам ответить, как повлияют неровности на силу, необходимую для перемещения ,тел друг относительно друга. Дополняет ответы заключением, что сила трения зависит от величины силы давления и материала трущихся поверхностей. Следовательно, сопрягаемые детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя интенсивно изнашиваются.
Трение приводит к отрицательным явлениям: сопротивлению перемещению, быстрому износу и сильному нагреву деталей.
Далее руководитель объясняет назначение смазки трущихся поверхностей. Приводит примеры уменьшения трения при смазке двух трущихся поверхностей. Подчеркивает, что, помимо уменьшения трения, масло отводит теплоту от трущихся деталей, смывает с них продукты износа (частично), защищает детали от коррозии.
Рассмотрение второго учебного вопроса руководитель начинает с определения вязкости масла — одного из важных его свойств. Приводит примеры использования масел различной вязкости и демонстрирует их. Сообщает, что в результате нагревания деталей масло не должно резко изменять свою вязкость. Говорит о существовании летних и зимних сортов масел. Вместе с учащимися разбирает, какое масло имеет большую вязкость и чем это вызвано.
Демонстрирует пробирки с маслами М6Г, М8Г1, М12Гi и рассказывает об их свойствах. Затем руководитель объясняет значение температур вспышки и застывания масла. Знакомит учащихся с присадками, влияющими на свойства масел. Рассказывает о марках масел, применяемых в изучаемом двигателе.
Руководитель показывает пробирки, заполненные разными сортами трансмиссионных масел, отмечает их особенности и область применения.
Пользуясь разрезным двигателем и плакатами, руководитель показывает основные трущиеся пары: шейки коленчатого вала — коренные и шатунные подшипники; шейки распределительного вала — опорные подшипники; оси коромысел — коромысла; поршень — цилиндр; поршневой палец — втулка верхней головки шатуна.