Система питания двигателя - 1
Учебные вопросы. 1. Горючая смесь, ее состав. 2. Влияние качества горючей смеси на мощность и экономичность двигателя. Марки бензина. 3. Принцип действия простейшего карбюратора.
Методические рекомендации. Руководитель рассказывает о видах топлива: бензине — для автомобильных карбюраторных двигателей; дизельном топливе — для дизелей; для двигателей, работающих ка газе, промышленном газе, например пропане. Далее объясняет, что бензин — продукт, получаемый путем перегонки из нефти, и знакомит учащихся с его основными свойствами:
- хорошая испаряемость;
- высокая теплота сгорания — 46 МДж/кг;
- склонность к детонации — взрывному сгоранию горючей смеси со скоростью 2000—3000 м/с, вызывающему перегрузку, а в отдельных случаях и поломку деталей кривошипно-шатунного механизма.
Руководитель объясняет, что детонация может возникнуть в результате применения топлива с низким октановым числом при повышенной степени сжатия. Сообщает, что стойкость бензина против детонации определяется октановым числом, указанным в его марке. Чем выше степень сжатия, тем больше должно быть октановое число.
Руководитель объясняет, что такое горючая смесь и каких видов она бывает. Напоминает, что для сгорания топлива в цилиндре необходим кислород. Говорит о требованиях, предъявляемых к топливу,— быстрое (за тысячные доли секунды) и полное его сгорание (бензина, входящего в состав горючей смеси).
Так быстро и полно сгореть бензин может лишь тогда, когда он распылен и хорошо смешан с воздухом. Указанным условиям отвечает горючая смесь, в которой на 1 кг бензина приходится 15 кг воздуха (нормальная смесь).
Руководитель рассказывает о разных составах горючей смеси. Приводит примеры использования в двигателе горючей смеси определенного состава.
Говоря об обедненной смеси (на 1 кг бензина приходится до 16.5 кг воздуха), руководитель объясняет, что данная смесь несколько снижает мощность двигателя, но позволяет достичь максимальной экономичности.
Упоминая о бедной смеси (на 1 кг бензина приходится свыше 16.5 кг воздуха), разъясняет, что она медленно горит, соответственно падает давление газов на поршень и как следствие — мощность двигателя.
Обращает внимание кружковцев на обогащенную смесь (на 1 кг бензина приходится 13—15 кг воздуха), отмечая, что такая смесь позволяет двигателю развивать максимальную мощность.
Рассказывая о богатой смеси (на 1 кг бензина приходится до 13 кг воздуха), подчеркивает, что в этом случае бензин, как правило, в цилиндре полностью не сгорает из-за недостатка воздуха, и мощность двигателя падает.