Система питания двигателя (продолжение 3)
При рассказе о воздушном фильтре руководитель обращает внимание на то, что автомобиль движется по пыльным дорогам. Пыль ускоряет износ трущихся деталей, и они могут разрушиться. Чтобы лучше понять действие воздушного фильтра, руководитель рисует на доске его схему и показывает на ней путь прохождения воздуха, обращая внимание на наличие сменного сухого бумажного фильтрующего элемента — многослойного рулона пористой бумаги. Подводит учащихся к тому, что воздух до поступления в карбюратор тщательно очищается. Показывает воздушный фильтр, установленный на двигателе, снимает крышку, демонстрирует сухой бумажный фильтрующий элемент, помещенный в корпусе.
Руководитель обращает внимание на разницу материалов впускного и выпускного трубопроводов, предлагает учащимся ответить, чем это вызвано. Указывает на наличие рубашки охлаждения во впускном трубопроводе, напоминая о необходимости подогрева горючей смеси.
Затем руководитель объясняет устройство глушителя, резонатора, показывает пути прохождения в камерах отработавших газов, обращает внимание на изменение направления движения и торможения их потоков. Объясняет, что глушитель вызывает потерю мощности. Предлагает учащимся ответить, почему гоночные автомобили не имеют глушителя.
Руководитель кратко рассказывает о принципе действия указателя наличия топлива в баке. Демонстрируя разрез датчика с поплавком, предлагает ответить учащимся, каким электротехническим прибором он является.
Затем предлагает учащимся ответить, например, на такие вопросы:
- Что заставляет топливо поступать в топливный насос?
- Какие приборы входят в систему питания?
- Как очищается воздух, поступающий в карбюратор?
- Как и в каких приборах очищается бензин?
Далее руководитель рассказывает об основных неисправностях системы питания. Спрашивает учащихся, какие неисправности системы питания затрудняют пуск двигателя. Вместе с кружковцами последовательно рассматривает основные причины этого: засорение топливопровода, неисправности топливного насоса и карбюратора.
На разрезном двигателе демонстрирует способ проверки топливного насоса, не снимая его с двигателя, топливопровода.
Затем руководитель рассматривает основные неисправности топливного насоса: повреждение диафрагмы (признак — подтекание бензина через нижнюю часть корпуса насоса), заедание клапанов, подтекание топлива из-под прокладки отстойника, засорение сетчатого фильтра, износ рычага привода насоса.
Подробно объясняет, как устраняют указанные неисправности: замена диафрагмы, очистка гнезд клапанов, промывка сетчатого фильтра, наварка изношенной части рычага. Предлагает ответить учащимся, как бы они поступили при повреждении отдельных лепестков диафрагмы насоса. Подводит кружковцев к выводу, что лепестки диафрагмы можно развернуть прорванными местами под разным углом и это позволит доехать до пункта технического обслуживания.