Система электрооборудования автомобиля — 2
Затем рассказывает о контроле и техническом обслуживании аккумуляторной батареи. При этом демонстрирует порядок измерения уровня электролита, показывает ареометр, при помощи которого определяют плотность электролита, сообщает о его плотности летом и зимой. Говорит, в каких случаях заливают дистиллированную воду, а в каких — электролит.
Рассказывает об изменении напряжения аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой и о правилах пользования ею. Напоминает, что в случае пониженного напряжения аккумуляторную батарею необходимо подзарядить от постороннего источника тока либо непосредственно на автомобиле. Указывает на необходимость зачистки штырей, плотной затяжки их наконечников и смазки техническим вазелином. Обращает внимание на надежность крепления в гнезде и чистоту поверхности батареи.
Руководитель, используя разрезной генератор, его детали и плакаты, излагает устройство генератора переменного тока. Для лучшего восприятия принципа действия руководитель рисует на доске принципиальную схему генератора переменного тока.
Обращает внимание учащихся на выпрямительное устройство — радиатор с шестью кремниевыми диодами, позволяющими преобразовывать переменный ток в постоянный. Далее рассказывает об основных неисправностях генератора: обрыв цепи, повреждение радиатора с диодами, загрязнение контактных колец, износ щеток. Последствие указанных неисправностей — отсутствие тока на выводных зажимах.
Сообщает, что при серьезных повреждениях (износ подшипников, обрыв цепи) генератор отправляют в ремонт. Пробуксовывание ремня, загрязнение контактных колец устраняют на месте. Руководитель демонстрирует учащимся эти операции.
Кратко останавливается на техническом обслуживании генератора — периодической смазке подшипников ротора, осмотре контактных колец, замене щеток и т. д. Указывает, через какой пробег автомобиля следует смазывать подшипники генератора.
При ознакомлении кружковцев с контактно-транзисторным регулятором руководитель сообщает, что данный прибор включают в цепь генератор — аккумуляторная батарея, что обеспечивает работу генератора при различных нагрузках цепи.
Демонстрируя регулятор напряжения, обращает внимание учащихся на наличие в нем реле защиты и транзистора.
Рассказывает о назначении регулятора напряжения, реле защиты и транзистора. В общих чертах знакомит с их устройством, напоминая учащимся, что это электромагниты с контактами, дополнительными резисторами. Сообщает, что регулятор напряжения пломбируют и его ремонт и регулировку доверяют опытным электрикам.
Для закрепления материала руководитель предлагает учащимся ответить, например, на такие вопросы:
- Для каких целей используют электроэнергию на автомобиле?
- Для чего на автомобиле предусмотрено два источника тока?
- Какое напряжение дает аккумуляторная батарея?
- На чем основано действие генератора?
- Для чего служит реле защиты?
- Как предохранить штыри от окисления?
В заключение подводит итог занятия и предлагает учащимся домашнее задание.