Система зажигания автомобиля — 2
Руководитель рассказывает учащимся об устройстве крышки распределителя, обращает внимание на расположение внутренних контактов, показывает угольный контакт центрального гнезда, демонстрирует подвижной контакт (ротор), его установку на кулачке прерывателя, направление вращения. Заостряет внимание на установке проводов высокого напряжения, напоминая, что провода располагают в гнездах согласно порядку работы двигателя.Далее руководитель показывает кружковцам свечи зажигания, объясняет их назначение и устройство. Обращает внимание на величину зазора между электродами. Сообщает о диаметре нарезной части.
Для закрепления материала предлагает учащимся ответить, например, на такие вопросы:
1. Какие приборы входят в систему зажигания?
2. Какое напряжение должно подводиться к свече?
3. В каком приборе возникает ток высокого напряжения?
4. Для чего служит конденсатор?
5. Чем и когда размыкаются контакты прерывателя?
6. Как распределяется ток высокого напряжения по свечам?
В заключение руководитель кратко подводит итог занятия и предлагает домашнее задание.
Затем руководитель рассказывает о моментах зажигания рабочей смеси, обращает внимание учащихся на влияние момента начала зажигания на мощность и экономичность двигателя.
Объясняет, что рабочая смесь не сгорает мгновенно, следовательно, при больших оборотах двигателя необходимо некоторое опережение зажигания, т. е. искра должна появиться до прихода поршня в в. м. т. Это позволит получить максимальную мощность. Однако такое опережение нежелательно на малых оборотах, потому что в цилиндрах возникает противодавление, мощность падает и появляются резкие стуки.
Руководитель подчеркивает, что скорость сгорания рабочей смеси зависит также и от нагрузки двигателя. Сообщает, что при увеличении открытия дроссельной заслонки опережение должно уменьшаться. В противном случае возрастет нагрузка двигателя, что вызовет перегрузку деталей кривошипно-шатунного механизма.
Далее руководитель объясняет, что для регулирования момента начала зажигания в распределителе имеются три регулятора: центробежный регулятор опережения зажигания и вакуумный регулятор (автоматические) и ручной — октан-корректор.
Используя плакаты, разрезные прерыватели, детали регулятора, объясняет их устройство и принцип действия. Обращает внимание на увеличение момента опережения благодаря повороту кулачка в направлении его вращения за счет расхождения грузиков под действием инерции.
Для лучшего восприятия учащимися устройства и принципа работы вакуумного регулятора руководитель рисует на доске схему взаимодействия карбюратора с регулятором, подчеркивая, что его работа зависит от изменения разрежения за дроссельной заслонкой. При полном открытии дроссельной заслонки опережение зажигания резко уменьшается, а при ее закрывании разрежение за заслонкой возрастает, и диафрагма, прогибаясь, через тягу поворачивает диск с контактами навстречу вращения кулачка прерывателя, увеличивая опережение зажигания.