Рулевое управление, тормоза - 1
Учебные вопросы. 1. Назначение, устройство и работа рулевого управления. 2. Основные неисправности рулевого управления. 3. Назначение тормозов. Устройство и действие рабочего тормоза с гидравлическим приводом. 4. Назначение, устройство и работа стояночного тормоза с механическим приводом. 5. Неисправности тормозов, их признаки, причины и способы устранения.Методические рекомендации. Руководитель, используя плакаты, учебный автомобиль (шасси), рулевое управление, установленное на подставке, определяет назначение рулевого управления.
Рисует на доске траекторию движения колес автомобиля на повороте, подчеркивает, что если оба колеса повернуть на одинаковый угол (а они движутся по кривым с разным радиусом), то колеса будут не только перекатываться, но и скользить по дороге. Следовательно, колеса должны поворачиваться на разные углы. Спрашивает у учащихся, какое колесо должно поворачиваться на больший угол.
Дополняя ответ учащихся, руководитель сообщает, что поворот внутреннего колеса на больший угол должен отвечать определенному условию: продолжение всех осей колес должно сходиться в точке, лежащей на продолжении задней оси.
Руководитель показывает рулевую трапецию, образованную передней осью (балкой передней подвески), рулевой тягой и поворотными рычагами, установленными на стойках, и сообщает учащимся, что трапеция и позволяет передним колесам поворачиваться на разные углы.
Учащиеся наблюдают поворот колес на разный угол. Осуществляя поворот на учебном автомобиле, руководитель обращает внимание кружковцев на перемещение рулевой тяги, поворачивающей рычаги, движение сошки, соединенной с рулевым механизмом. Сообщает, что рулевой механизм передает силу от рулевого колеса сошке.
Руководитель демонстрирует детали рулевого механизма: рулевое колесо, рулевой вал, червячную пару (червяк и ролик), картер, рулевую колонку. Показывает точки крепления рулевого механизма к кузову и полураме автомобиля.
На разрезном картере рулевого механизма показывает взаимодействие червяка и ролика и их расположение в подшипниках.
Руководитель сообщает, что благодаря червячному зацеплению вращение вала сошки замедляется в 15—20 раз. Показывает способы соединения вала сошки с сошкой, рулевого колеса с рулевым валом. В общих чертах знакомит учащихся с устройством деталей регулировочного приспособления зацепления червяка и ролика и демонстрирует работу рулевого механизма.
Объясняет устройство рулевой тяги, ее шарниров и маятникового рычага. Учащиеся должны ответить, чем вызвано шарнирное соединение рулевой тяги. Дополняя их ответ, руководитель показывает на плакате способ шарнирного соединения рулевой тяги с сошкой и поворотными рычагами.