Рулевое управление, тормоза - 2
Затем руководитель рассказывает об основных неисправностях рулевого управления. Подчеркивает, что они могут привести к аварии; указывает на необходимость тщательного технического обслуживания рулевого управления и своевременного устранения неисправностей.
Приводит примеры неисправностей рулевого управления,— увеличенный люфт рулевого колеса и затрудненное его вращение. Вместе с учащимися определяет причины неисправностей: ослабление крепления картера рулевого механизма, износ шаровых пальцев (шарниров) в рулевой трапеции; износ червячной пары (увеличенный зазор в зацеплении), износ подшипников, нарушение регулировки зацепления червячной пары, отсутствие смазки в картере рулевого механизма.
Руководитель объясняет, что износ червячной пары можно определить по стуку в картере рулевого механизма при вращении рулевого колеса; износ шаровых пальцев — по повышенному люфту в них (например, сошка начинает перемещаться, а рулевая тяга неподвижна).
Рассказывает, как устранить люфт рулевого колеса путем закрепления картера рулевого механизма, замены шаровых пальцев, регулировки зацепления червячной пары, регулировки подшипников.
Используя стенд с рулевым механизмом, руководитель демонстрирует учащимся процесс регулировки зацепления червячной пары и подшипников картера рулевого механизма. Обращает внимание, что из-за неправильной регулировки зацепления червячной пары рулевое колесо может вращаться с затруднением.
Далее говорит о техническом обслуживании рулевого управления, которое заключается в проверке: крепления картера рулевого механизма и рулевой колонки, люфта рулевого колеса и замене через определенный пробег смазки в картере рулевого механизма. Указывает, что на автомобиле «Москвич-2140» шарниры не требуют периодической смазки.
Для закрепления изложенного материала руководитель предлагает учащимся ответить, например, на такие вопросы:
- Объясните принцип действия рулевого управления.
- Для чего необходима рулевая трапеция? Из каких деталей она состоит?
- Какие причины вызывают повышенный люфт рулевого управления?
- Как регулируют зацепление червячной пары?
Далее руководитель переходит к объяснению устройства тормозов. Руководитель сообщает, что тормоза служат для быстрой остановки или замедления движения автомобиля и удержания его на месте. Рассказывает, что на легковом автомобиле имеются два независимо действующих тормоза: один — рабочий с гидравлическим приводом, другой —стояночный с механическим приводом.
Руководитель говорит, что тормоз состоит из тормозных механизмов и привода. Перечисляет основные детали тормозного механизма: опорный диск, колодки, колесные цилиндры, пружины, барабан. Показывает расположение тормозного механизма на учебном автомобиле (шасси). Обращает внимание на отличие тормозного механизма передних колес от задних, подчеркивает, что передние тормоза дисковые.