Механизмы управления автомобилем
Руководитель объясняет устройство гидравлического привода ножного тормоза, перечисляет и показывает его детали: педаль, шток, главный тормозной цилиндр, бачок для хранения жидкости, маслопроводы, гидровакуумный усилитель. Сообщает о составе жидкости, применяемой в тормозном приводе.
Демонстрируя работу, объясняет взаимодействие деталей привода и тормозного механизма при торможении и растормаживании. Упоминает о роли гидровакуумного усилителя тормозов.
Затем объясняет назначение и устройство деталей тормозного механизма. Обращает внимание на крепление фрикционных накладок к колодке — присоединение их специальным клеем.
Отмечает различие колесных цилиндров для передних и задних тормозных механизмов; сообщает, что такая конструкция позволяет сохранять постоянный зазор между колодками и тормозным барабаном (диском), т. е. делает тормоза саморегулирующимися, чем исключается необходимость регулировки в процессе эксплуатации.
При рассказе о гидравлическом приводе использует натуральные детали, плакаты, показывает устройство главного тормозного цилиндра, демонстрирует его отдельные детали. На разрезном главном тормозном цилиндре демонстрирует его действие.
Говоря о назначении бачка для хранения запаса жидкости, обращает внимание на нормальный ее уровень.
Переходя к основным неисправностям ножного тормоза, руководитель сообщает учащимся, каким требованиям должны отвечать тормоза и как проверяют их действие, упоминает о величине тормозного пути при скорости 40 км/ч.
Руководитель объясняет учащимся устройство и действие стояночного тормоза. Показывает на тормозном механизме заднего колеса разжимной рычаг, распорную планку. Перечисляет детали привода: рукоятка с фиксатором, передний трос, промежуточный рычаг, уравнитель, задние тросы. Демонстрирует способ соединения троса с разжимным рычагом на тормозном механизме, а затем объясняет принцип действия стояночного тормоза, обращая внимание на взаимосвязь деталей, фиксацию рукоятки.
Называет основную неисправность тормозов: их слабое действие — и предлагает учащимся указать на причины этого. Вместе с кружковцами разбирает причины: попадание воздуха в гидравлический привод, загрязнение накладок, утечка жидкости из системы. Говорит о признаках: «упругость» педали, продолжающееся вращение колеса при нажатии тормозной педали, слабое действие тормоза при неоднократном нажатии педали.
Затем руководитель указывает на заедание (заклинивание) тормозов; говорит о внешних признаках — резкое дергание автомобиля с места, перегрев тормозных барабанов; указывает на причину — лопнула стяжная пружина колодок, загустение жидкости, заедание поршней в колесном цилиндре.
Говорит о способах устранения неисправностей рабочего тормоза. Используя плакаты и стенд ножного тормоза, рассказывает о процессе удаления воздуха из магистрали. Демонстрирует прокачку системы.
Руководитель сообщает, какие бывают неисправности стояночного тормоза, их причины и признаки. Указывает, что действие стояночного тормоза можно проверить на уклоне дороги в 16%. Если автомобиль на нем не удерживается, тормоз неисправен.
Причины следующие: замасливание накладок, вытягивание (ослабление) тросов, нарушение положения разжимного рычага, установленного на правой колодке.
Если рукоятка тормоза не фиксируется, изношена зубчатая рейка либо сломан фиксатор.
Руководитель рассказывает о способах устранения указанных неисправностей: регулировка натяжения тросов, регулировка положения разжимного рычага, промывка и зачистка замасленных накладок, замена фиксатора и зубчатой рейки рукоятки (если невозможен ремонт).
В заключение руководитель говорит о важности исправного действия тормозов для обеспечения безопасности движения. Поэтому необходимо постоянно следить за их состоянием и немедленно устранять неисправности.
Для закрепления изложенного материала руководитель предлагает учащимся ответить, например, на такие вопросы:
- Как устроен тормозной механизм?
- Как работает гидравлический привод тормозов?
- Каковы последствия слабого действия тормозов? Как проверить их неисправность?
- Назовите причины слабого действия тормозов.
- Как действует стояночный тормоз?
Руководитель кратко подводит итоги занятия и предлагает учащимся домашнее задание.