Кривошипно-шатунный механизм (практические занятия)
Учебные вопросы. 1. Изучение устройства и действия кривошипно-шатунного механизма. 2. Частичная разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма. 3. Измерение диаметра цилиндра и хода поршня.
Методические рекомендации. Руководитель знакомит учащихся с условиями работы, рассказывает о правилах безопасной работы, о правилах пользования инструментом и приспособлениями. Обращает внимание на оборудование рабочих мест. Кратко напоминает о назначении, устройстве и работе кривошипно-шатунного механизма.
Затем руководитель знакомит кружковцев с содержанием работы, разбивает их по звеньям и подводит к изучаемому объекту. Показывает основные приемы выполнения предстоящей работы.
Руководитель путем опроса убеждается, что каждое звено имеет представление о предстоящей работе, и предлагает занять рабочие места, снабженные инструкционными картами.
Руководитель постоянно наблюдает за ходом работы звеньев, оказывает им необходимую помощь.
Содержание работы звеньев.
- Снятие головки блока.
- Снятие прокладки блока.
- Снятие масляного картера.
- Прослеживание работы кривошипно-шатунного механизма путем проворачивания за рукоятку коленчатого вала.
- Снятие с двигателя поршня с шатуном в сборе.
- Измерение диаметра цилиндра, определение хода поршня.
- Установка на двигатель поршня с шатуном в сборе.
- Определение давления, оказываемого газами на поршень при рабочем ходе [среднее давление 3—4 МН/м2 (30— 40 кгс/ см2)].
После уборки учащимися в конце занятий рабочих мест руководитель оценивает работу каждого звена, отмечая положительные и отрицательные стороны отдельных кружковцев.
Для закрепления материала руководитель ставит перед учащимися, например, такие вопросы:
- Как извлечь поршневую группу из двигателя?
- Почему поршневую группу необходимо извлекать в сторону верхней части блока цилиндров?
- Как соединить поршень с шатуном?
- Для чего необходимы стопорные кольца?
- Как установить поршень с кольцами в цилиндр?
- Чем вызван определенный порядок затяжки гаек головки блока?
Руководитель завершает занятие кратким обобщением.