Проезд перекрестков (продолжение)
Учебные вопросы. 1. Проезд нерегулируемых перекрестков. 2. Порядок поворотов на перекрестках.
Методические рекомендации. Руководитель сообщает учащимся, что нерегулируемым является перекресток, на котором движение не регулируется сигналами светофора или регулировщика. (Односекционный светофор с мигающим желтым сигналом не делает перекресток регулируемым.)
Руководитель, используя плакаты, схемы, макеты улиц и дорог, объясняет порядок движения транспортных средств через нерегулируемый перекресток. Говорит учащимся, что существует три основных момента движения транспортных средств через перекресток.
На перекрестках неравнозначных дорог преимущественное право движения имеют водители транспортных средств, находящихся на главной дороге.
Руководитель создает различную обстановку на перекрестках макетов улиц и дорог и демонстрирует порядок пересечения нерегулируемого перекрестка с неравнозначными дорогами.
Затем руководитель совместно с учащимися создает различную обстановку (задачи), постепенно ее усложняя, вовлекая как можно больше учащихся и используя взаимный контроль. Он лишь наблюдает за ходом решения задачи и только в нужный момент помогает кружковцам правильно ее решить.
Руководитель объясняет учащимся порядок проезда перекрестка с равнозначными дорогами. Указывает, что водитель трамвая, независимо от направления движения, имеет преимущество перед водителями других транспортных средств (рис. 1 9).
Используя макеты улиц и дорог, создает различную обстановку на перекрестке, демонстрирует очередность проезда транспортных средств. Обращает внимание учащихся, что в первую очередь на перекресток выезжает трамвай, затем безрельсовые транспортные средства.
Затем руководитель рассматривает движение безрельсовых транспортных средств через перекресток. Он объясняет учащимся, что на перекрестках равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, независимо от направления их дальнейшего движения (рис. 20). Этим правилом руководствуются водители трамвая.
На макетах улиц и дорог демонстрирует порядок проезда перекрестка транспортными средствами.
Далее знакомит учащихся с порядком поворота на нерегулируемых и регулируемых перекрестках.
На схемах, плакатах, макетах улиц и дорог руководитель объясняет и показывает порядок поворотов на перекрестке, подчеркивая, что водитель любого транспортного средства, выехав на перекресток для поворота налево или разворота, обязан пропустить всех проезжающих со встречного направления прямо и направо и движущийся сзади трамвай, а заканчивая разворот, пропустить транспортные средства, поворачивающие направо с бокового проезда.
Если поворот налево или разворот выполняют при жесте регулировщика или сигнале светофора с боковой секцией, водитель следует через перекресток, не останавливаясь.
Для закрепления материала предлагает учащимся ответить на вопросы и решить задачи (обстановку на макете перекрестков создает руководитель).
В заключение руководитель кратко подводит итоги занятия и предлагает учащимся домашнее задание.
а - движущемуся в поперечном направлении прямо; б—независимо от направления движения (налево); 1—3— очередность проезда в данной обстановке.