Движение по прямой и повороты
Цель. Научить учащихся приемам своевременного и бесшумного переключения передач в восходящем и нисходящем порядках, движению по прямой, плавно поворачивать автомобиль на разных радиусах, двигаться задним ходом.
Методические рекомендации. Руководитель продолжает отрабатывать с учащимися приемы переключения передач в восходящем порядке, движение по прямой, а затем приступает к освоению кружковцами приемов снижения скорости движения и переключения передач в нисходящем порядке. Навыки в переходе с высших передач на низшие в различных дорожных условиях учащиеся приобретают на последующих занятиях.
Далее руководитель отрабатывает с учащимися навыки изменения направления движения автомобиля. Для этого он показывает следующие элементы упражнения:
- движение передним ходом по кругу — вначале автомобиль следует в левую, а потом в правую сторону;
- движение «змейкой» — автомобиль движется передним ходом, совершая повороты налево и HanpaBot вокруг указанных ориентиров (флажки, столбики, линии разметки на проезжей части и т. п.);
- движение «восьмеркой» — автомобиль движется по прямой и маневрирует по «восьмерке»;
- повороты в боковой проезд направо и налево;
- двойные повороты — объезды препятствий налево и направо.
После показа учащиеся выполняют названные элементы. На этих же занятиях руководитель демонстрирует приемы движения задним ходом. Кружковцы выполняют их в такой последовательности:
- трогание с места назад;
- движение назад по прямой;
- движение назад с поворотом направо и налево;
- объезд препятствий задним ходом.
Руководитель добивается от учащихся уверенного и точного вождения по прямой без характерного «виляния автомобиля» во время переключения передач; объясняет необходимость выравнивания скоростей ведущей и ведомой шестерен коробки передач для бесшумного введения их в зацепление; объясняет, в каких случаях лучше переходить с высшей передачи на низшую без промежуточной подачи горючей смеси и с промежуточной подачей горючей смеси.
Он следит, чтобы учащиеся поворачивали плавно, при поворотах налево не срезали углы, а при поворотах направо не наезжали задними колесами на тротуар. Обращает внимание на положение рук на рулевом колесе автомобиля и говорит, к чему может привести неправильное положение рук.
Обучая поворотам, руководитель следит за выполнением учащимися правил безопасности: сигнализация о повороте, снижение скорости, своевременный переход на низшую передачу, пропуск транспортных средств, движущихся в прямом и поперечном направлениях, внимание на поворотах (поворот головы налево и направо). Предупреждает учащихся о том, что на перекрестке нельзя затягивать поворот, мешать проезду других транспортных средств.
После освоения учащимися приемов вождения автомобиля задним ходом на свободной площадке руководитель усложняет обстановку. По поручению руководителя один учащийся наблюдает за безопасностью движения задним ходом.