Гашение колебаний моста амортизаторами
При зависимой подвеске ведущих колес тяговые силы в точках контакта колес, изменяясь вследствие дорожных неровностей, могут вызвать крутильные rолебания моста относительно оси колес (рис. 3.5). Гашение этих колебаний амортизаторами неэффективно, так как они установлены лишь с небольшим вылетом относительно оси колес. Подвеска неведущих задних колес переднеприводных автомобилей должна воспринимать только тормозные силы, которые практически не вызывают крутильных колебаний, так как колеса под действием трения затормаживаются равномерно и на них не передаются колебания. На автомобилях классической компоновки источником таких колебаний может быть силовой агрегат с мягкой подвеской, допускающей его поворот. Здесь могут помочь демпферы колебаний двигателя, а также амортизаторы с креплением перед осью и за ней. Кроме того, за счет такого расположения примерно вертикально установленных амортизаторов можно уменьшить изгибающие моменты, возникающие в рессорах при равносторонних ходах отбоя и сжатия. Амортизаторы, установленные с одной стороны оси, могли бы увеличить эти моменты (рис. 3.7).
Чтобы избежать дополнительных напряжений и препятствовать Sобразному изгибу и крутильным колебаниям оси, фирма «Форд» на автомобилях «Капри», выпускавшихся до 1984 г., использовала в качестве направляющего элемента плечи стабилизатора, которые при торможении нагружаются на сжатие, а при разгоне — на растяжение. Продольные силы, в этом случае нагружают рессоры только на растяжение и сжатие. Такие нагрузки без проблем воспринимаются коренными листами или однолистовыми рессорами.
Рис. 3.5. Крутильные колебания вокруг оси колес, вызываемые изменением тяговых сил
3.7. Задняя подвеска ведомых колес автомобиля «Фиатпанда» с широкими рессорами и установленными с выносом относительно оси колес наклоненными назад амортизаторами. Интересно, что проушина крепления амортизаторов к балке оси расположена сбоку от корпуса амортизатора. Усилия сжатия и отбоя, возникающие в амортизаторах при ходах колес, вызывают поворот балки оси.