Продольные рессоры
За редким исключением продольные рессоры устанавливаются только в зависимой подвеске преимущественно грузовых автомобилей и прицепов к ним. На 2.2 показаны многолистовые рессоры разной массы, имевшие ранее исключительно широкое распространение, и современные параболические рессоры. На 2.3 и 2.4 приведены различные формы исполнения рессор. Для снижения стоимости и массы на легких грузовых автомобилях все чаще возвращаются к однолистовым рессорам. Поскольку ведущую проушину коренного листа в этом случае подстраховать невозможно, такие рессоры применяются, как правило, в задней подвеске. Фирма «Форд» применяет на одной из своих опытных моделей рессоры из пластмассы, армированной стекловолокном. Преимуществу этого материала — легкости — противостоят определенные недостатки: меньший модуль упругости и значительно более высокая стоимость.
Рис. 2.2. Сравнение трех различных по конструкции задних рессор фирмы «Крупп-брюнингхаус» для грузовых автомобилей с одинаковыми данными: длина L = 1650 мм, жесткость сh= 200 Н/мм, контрольная нагрузка 33 кН: а — обычная трапецеидальная рессора с обрезными концами листов, 14 листов, высота пакета 140 мм, масса 122 кг; б — усовершенствованная трапецеидальная рессора с раскатанными концами листов и пластмассовыми прокладками, 9 листов, высота пакета 127 мм, масса 94 кг; в — параболическая рессора с раскатанными концами листов (длина раскатки около 1200 мм) н пластмассовыми прокладками, 3 листа, высота пакета 64 мм, масса 61 кг
Рис. 2.3. Параболическая рессора прогрессивного действия, применяемая фирмой «Фольксваген» на мод. LT50 — среднем грузовом автомобиле с допустимой полной массой 5 т. Коренной лист н поддерживающий его до проушин второй лист имеют по всей длине постоянную толщину. Для предотвращения фрикционной коррозии и скрипа листы рессоры разделены в середине дистанционными пластинами, а по концам — резиновыми прокладками. Немного укороченный «опорный» лист (b=0,8a) сильно раскатан и имеет на концах резиновые буфера, которые при нагружении приходят в контакт с основной рессорой. Этот длинный опорный лист с буферами обеспечивает распределение напряжений во всем пакете и повышение жесткости при полной нагрузке вчетверо относительно жесткости на снаряженном автомобиле. Благодаря этому частота колебаний остается почти постоянной, в результате повышается безопасность движения, в частности на поворотах: а — рессора не нагружена; б — рессора нагружена, опорные буфера сжаты; 1— проушина; 2—резиновая прокладка (фиксируется с геометрическим замыканием); 3—дистанционные пластины; 4—коренной лист; 5—опорный буфер; 6—опорный лист
Рис. 2.4. Передняя подвеска легких грузовых автомобилей фирмы «Даймлер-Бенц» с двухлистовыми параболическими рессорами. Чтобы обеспечить управляемость автомобилем в случа е поломки коренного листа, второй лист завернут вокруг направляющей передней проушины. На виде сбоку на кронштейне рессоры виден зазор в проушине, который необходим для компенсации изменения длины между обоими листами при прогибе. Как видно в разрезе, кронштейн рессоры, составленный из нескольких листовых деталей, соединенных точечной сваркой, приклепан к внешней и нижней стороне лонжерона с двойными стенками. Резиновая втулка с двумя торцевыми буртиками осуществляет опору проушины рессоры. Кроме этого показан вертикально установленный амортизатор и закрепленный на балке стабилизатор
2.6. Однолистовая рессора из пластмассы, армированной стекловолокном, устанавливаемая фирмой «Форд» в заднюю зависимую подвеску автомобиля «Концепткарго»— экспериментального среднего грузового автомобиля. На основной рессоре, выполненной в форме параболы, через проставку установлена еще дополнительная рессора, которая после определенного хода подвески приходит в контакт со специальными кронштейнами и скользит по ним, не вызывая при этом никакого шума, что объясняется материалом трущейся пары. Хорошо виден вентилируемый тормозной диск и выдвинутая наружу ступица, что необходимо для крепления сдвоенного колеса