Пружины
Винтовые пружины с постоянными толщиной проволоки d (рис. 2.8) и шагом навивки, а также обусловленной этим линейной характеристикой по всему ходу подвески, как и прежде, применяются в передней и задней подвесках. Требуемая характеристика обеспечивается в таких случаях дополнительным упругим элементом. Нужная прогрессивность задней подвески может быть создана цилиндрическими и фасонными пружинами с переменной толщиной проволоки (рис. 2.9—2.13). Фасонные пружины, называемые также пружинами «миниблок», занимают по высоте меньше места и позволяют получить ровное пространство багажника, мало зауженное с боков.
Рис. 2.8. Пружины такой формы, компактные по диаметру, применяются фирмой «Даймлер-Бенц» в передней и задней подвесках автомобилей мод. 190—190Е. Толщина прутка составляет 13 и 14 мм, длина в свободном состоянии спереди L — менее 400 мм, сзади — около 310 мм. D — средний диаметр навивки. Верхний конец пружины сошлифован до плоскости, нижний— поджат до касания
Рис. 2.9. Задняя пружина с прогрессивной характеристикой автомобиля «Фольксваген-гольф II», изготовляемая фирмой «Крупп-брюнингхаус». Начальная жесткость составляет 9,8 Н/мм, конечная 31,4 Н/мм. Сильная прогрессивность достигнута применением прутка с двухсторонней конусностью, который имеет по концам диаметр 7,6 мм, а в середине 10,2 мм и примерно 3,5 прогрессивно действующих витка. Пружина имеет наружный диаметр 90 мм и охватывает амортизатор.
Рис. 2.10. Задняя пружина автомобиля «Ауди 100», изготавливаемая фирмой «Крупп-брюнингхаус». Эта пружина имеет утолщенные концы с диаметром 14,5 мм, в то время как средняя часть, осуществляющая основную упругую работу, имеет диаметр 12,9 мм. Эта мера позволяет снизить напряжения в концевых витках и избежать касания витков в рабочем диапазоне пружины, что могло бы привести к преждевременному разрушению поверхностного защитного слоя.
Рис. 2.11. Слева — пружина «миниблок», справа — цилиндрическая, обе имеют одинаковую жесткость и переменный диаметр прутка, обеспечивающий прогрессивность характеристики. Бочкообразная форма позволяет уменьшить массу и повысить компактность. Особенно заметна малая высота при полном сжатии в сравнении с цилиндрической пружиной (рисунок фирмы «Хеш»): 1—в свободном состоянии; 2—при полном сжатии
Рис. 2.12. Бочкообразная пружина с прогрессивной характеристикой, устанавливаемая фирмой БМВ в заднюю подвеску автомобилей 3-й серии и изготавливаемая фирмой «Крупп-брюнингхаус». Максимальный наружный диаметр составляет 150 мм, а по концам внутренний диаметр навивки уменьшен до 40 мм. Начальная жесткость пружины 38,9 Н/мм, конечная—61,6 Н/мм. Прогрессивность достигнута как за счет формы пружины, так и за счет применения прутка переменной толщины, диаметр которого меняется от 10 до 14,5 мм
Рис. 2.13. Пружина «миниблок» с прогрессивной характеристикой, изготавливаемая фирмой «Хеш» (с переменной толщиной прутка и переменным шагом). За счет воронкообразной формы достигается очень малая высота при полном сжатии. Масса пружины 2 кг