Торсионы
Цилиндрические торсионы, изготовленные из круглой стали, применяются для подрессоривания кузова или в качестве стабилизатора. Для передачи упругого момента на концах торсиона имеются полученные горячей высадкой головки со шлицами или четырехгранником. При использований торсиона в качестве стабилизатора к нему встык привариваются U-образные пластины, которые очень просто крепятся к рычагам. Недостатком упругих элементов этого типа является большая длина: монтажное пространство не должно выходить за пределы основания кузова. Шлицы на концах торсиона должны быть соосными с точностью до нескольких угловых минут. В противном случае следует предусмотреть возможность регулировки для компенсации отклонений. На 5.26, 5.27 показаны установленные торсионы. Указанным недостаткам, противостоят преимущества оптимального использования материала и чрезвычайной компактности по диаметру. Кроме того, при наличии регулировки можно изменять конструктивную высоту кузова, а два рядом расположенных торсиона использовать в качестве стабилизатора.
Для обеспечения прочности цилиндрического торсиона он должен иметь определенную длину. Если при поперечном расположении это невозможно, приходится обращаться к многолистовым, составным плоским торсионам (рис. 2.14). Этот тип упругого элемента требует наличия с обеих сторон четырехгранных установочных элементов и более жестких допусков. Кроме того, он имеет большую мас, су и стоимость. Преимущество составного плоского торсиона заключается в том, что он дополнительно может воспринимать изгибающий момент в плоскости большего размера сечения торсиона. При таком нагружении могут устанавливаться только плоские торсионы.
Рис. 2.14. Наборный торсион, устанавливаемый фирмой «Пежо» на легкий грузовой автомобиль J7 с усиленной задней подвеской на продольных рычагах. Упругий элемент состоит из четырех листов 65×7 мм, одного листа 65×6 мм и четырех листов 32×7 мм; жесткость, приведенная к колесу, сh=82 Н/м
Рис. 5.26. Передняя подвеска автомобиля «Рено-4» с очень длинными торсионами, обеспечивающими мягкое подрессоривание и регулировку уровня. Буфера сжатия установлены внизу на амортизаторах. На верхней выноске показано устройство направляющего шарнира, на нижней — несущего
Рис. 5.27. Передняя подвеска автомобилей «Тальбо» с высокорасположенными верхними рычагами и длинными торсионами. Задние концы стабилизаторов имеют опоры в поперечине, образующей силовой узел, котора я через резиновые подушки крепится к кузову. Амортизаторы и стабилизатор крепятся к штампованным нижним рычагам