Подшипники четвертого поколения
Детали опорного узла изготавливаются из подшипниковой стали 100О6 или из стали C53V. В зоне беговых дорожек они должны иметь поверхностную твердость не менее HRC 60. Высокое содержание углерода в этих сталях допускает термообработку отдельных деталей для получения требуемой высокой поверхностной твердости. Ее обеспечивают и цементируемые стали 20MnCr5, 20MoCr4, 20NlCrMo2, из которых изготавливаются, например корпуса неподвижных шарниров равных угловых скоростей. Подшипники и шарниры могут быть объединены в единый узел. Прототипы такого подшипника четвертого поколения уже изготовлены и испытаны. Шарики в них перекатываются непосредственно по поверхности корпуса шарнира. Широкое применение этих подшипников в передних колесах сопряжено, однако, с рядом проблем, которые позволили считать дальнейшее внедрение этой конструкции нерациональным. В то же время на задних ведущих колесах гоночных автомобилей подшипники четвертого поколения применяются с успехом (рис. 2.149), обеспечивая следующие преимущества:
- Малую массу
- Небольшое число деталей
- Простоту монтажа и замены
- Наружный шарнир расположен глубоко в колесе, полуось получается длиннее и углы в обоих шарнирах уменьшаются
- Тормозной диск и колесо устанавливаются на корпусе шарнира. Резьба для быстродействующего зажима выполнена на трубчатом хвостовике корпуса шарнира.
Рис. 2.149. Двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник четвертого поколения фирмы СНР, применяемый на задних ведущих колесах гоночного автомобиля формулы 1 фирмы «Рено». В наружное кольцо привернутое к опоре подшипника колеса, с обеих сторон вставлены уплотнительные манжеты, двойные кромки которых работают, как и шарики, по специально выполненному внутреннему кольцу. Последнее воспринимает с одной стороны крестовину шарнирного вала, а с другой — тормозной диск и колесо, центрирует обе эти детали и благодаря резьбе на трубчатом конце дает возможность быстрой смены колеса. Слева видна гайка необходимого для этого быстродействующего зажима